+7 (3532) 45-95-03
Оренбург, ул. Карагандинская, д. 15, 1 этаж
+7 (3532) 97-95-03
Оренбург, Проезд Нижний 8/1, 1 этаж
12.06.2025

Что такое ABA-терапия?

 

Что такое ABA-терапия?

Прикладной анализ поведения (ABA) – это направление в психологии и педагогике, основанное на принципах бихевиоризма (поведенческой психологии). ABA-терапия использует эмпирически обоснованные методы оперантного и классического обусловливания для изменения поведения. Её научная основа сформулирована более 50 лет назад  и заключается в систематическом анализе условий поведения и его последствий. Поведение рассматривается как функция окружения: каждое действие определяется событиями до (стимулы) и после (консеквенции) его проявления (модель «A-B-C»).

ABA-терапия направлена на решение «социально значимых» проблем и измеримые улучшения – её цель не просто изменить поведение, но улучшить качество жизни человека, решая актуальные для него задачи.

Основные принципы ABA основаны на поведенческих законах. Ключевым является положительное подкрепление: если за нужное поведение следует вознаграждение (положительный стимул), то вероятность повторения этого поведения увеличивается . Аналогично действует отрицательное подкрепление (устранение неприятного стимула после желаемого действия).

ABA-терапия фокусируется на разбиении навыков на небольшие этапы, поощрении правильных ответов и постепенном усложнении заданий. Для эффективного обучения используются техники «формации» (постепенное формирование сложного поведения из более простых элементов), «цепочки» (поэтапное обучение сложным действиям) и подсказки (пропмы) для помощи на начальных этапах.

Важен принцип обобщения: навыки закрепляются в разных условиях (на дому, в школе, в обществе), чтобы ребенок мог применять их в реальной жизни.

Примеры поведенческих техник

  • Положительное подкрепление: за выполнение желательного действия ребенку дается вознаграждение (игрушка, похвала, лакомство).Это самыйраспространённый прием, стимулирующий повтор нужного поведения .
  • Отрицательное подкрепление: ребенок получает возможность избежать или убрать неприятный стимул (например, громкий звук), если выполняет требуемое действие, что повышает его вероятность.
  • Игнорирование (спланированная отмена подкрепления): нежелательное поведение не получает привычного отклика (например, внимания), что приводит к его постепенному ослаблению.
  • Формирование: каждый раз за более близкий к целевому ответ шаг даётся подкрепление, постепенно усиливается требование к правильности.
  • Фиксированное прерывание (таймаут) или укороченный отпуск: применяется для временного удаления подкрепления при опасных или крайне нежелательных реакциях, чтобы снизить их частоту.
  • Прерывание цепочки: в некоторых случаях, вместо прямого наказания, ребенка переключают на другое занятие, чтобы снять напряжение.

Эти техники всегда планируются с учётом возраста и особенностей ребенка. К примеру, «подсказки» (пропмы) бывают вербальными, жестовыми, физическими – их дают до верного ответа и постепенно убирают по мере усвоения навыка.

Цели терапии и показания

Главная цель ABA-терапии – научить человека функциональным навыкам, повысить его адаптивность и независимость.

 

Типичные задачи включают развитие речи и коммуникации, социальных навыков, самопомощи, навыков учебы и игры, а также снижение проблемных форм поведения (агрессии, саморазрушающего поведения, стереотипий).

ABA успешно применяется при расстройствах аутистического спектра (РАС) – здесь она считается «золотым стандартом» лечения.

ABA также эффективна при умственной отсталости, генетических синдромах, ДЦП (для тренировки навыков), а также в коррекции поведения при других неврологических и психических нарушениях. В медицине и педагогике ABA-принципы используются более чем в десятках областей (развитие детей, образование, клиническая психология, спортивная психология и др.).

Возраст и раннее вмешательство

ABA-терапия может быть эффективна в любом возрасте: от младенчества до взрослости . Однако наилучшие результаты обычно достигаются при раннем

начале. Исследования показывают, что для детей с РАС важно начинать интенсивное вмешательство в дошкольном возрасте (2–5 лет): программы по 25–40 часов в неделю, рассчитанные на 1–3 года, дают наибольший эффект .

Такой «ранний интенсивный ABA» обеспечивает значимые приросты интеллекта, речевых и бытовых навыков по сравнению со стандартным лечением  . При этом терапию можно продолжать и в школьном возрасте – многие программы адаптируются под школьные занятия и жизнь взрослого (социальное поведение, профессиональная подготовка и т.д.).

Предыдущая запись Конференция АКБТ 2025: Современная КБТ от личности терапевта до искусственного интеллекта
Распространение фотографического изображения специалиста производится с согласия субъекта персональных данных в соответствии со ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" и со ст. 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации. Условия и запреты на обработку фотографического изображения не установлены.