+7 (3532) 45-95-03
Оренбург, ул. Карагандинская, д. 15, 1 ЭТАЖ
23.04.2019

Как избавиться от панических атак?

Паническую атаку (ПА) хотя бы раз в жизни переживал каждый человек — внезапная сильная тревога, которая сопровождается бешеным сердцебиением, повышением давления, чувством тяжести в груди. Но не все, кто переживал панику, нуждаются в лечении. Лечение панических атак как таковых не проводится. Помощь нужна в том случае, если ПА стали систематизированными, частыми, и человек не может справиться с проблемой самостоятельно. В статье речь пойдёт о так называемом паническом расстройстве.

Кратко о проблеме

Паническое расстройство – это спонтанные, неожиданные панические атаки, которые возникают с периодичностью от нескольких раз в год до нескольких раз в день и характеризуются наличием тревожного ожидания следующей ПА.

Пациентам нередко приходится обращаться к различным специалистам, чтобы получить правильный диагноз. Человек с паническим расстройством может долго наблюдаться у невролога с диагнозом вегето-сосудистая дистония (ВСД). Панические атаки и ВСД очень похожи. Это связано с тем, что при панике активно работает вегетатитвная нервная система.

Панические атаки и ВСД

Симптомы во время ПА связаны с деятельностью вегетативной нервной системой: во время сильной тревоги в кровь поступает гормон адреналин. Это необходимо для запуска биологической программы выживания – реакции борьбы и бегства, заложенной генетически. Адреналин увеличивает частоту сердечных сокращений, повышает давление, учащает дыхание, кровь приливает к мышцам рук и ног, отливает от кистей и стоп, человека «прошибает» пот. Всё это нужно, чтобы успешно реализовать реакцию борьбы или бегства, заложенную природой программу реакции на стресс.

Проблема в том, что нигде, кроме России, нет такого диагноза – ВСД. При ВСД симптоматика расплывчата, а конкретная причина расстройства отсутствует. Поэтому симптомы панического расстройства легко вписываются в критерии ВСД, человеку ставится неверный диагноз, а соответственно он не получает должного адекватного лечения.

Если человеку был поставлен верный диагноз, и он попал к психотерапевту или психологу – то терапия ПА при паническом расстройстве может быть эффективной и краткосрочной даже без применения медикаментозного лечения.

Как панические атаки становятся паническим расстройством? Изначально причины возникновения панических атак две: сильное негативное или положительное переживание.

Человек испытал стресс или у него случилось радостное событие, и организм отреагировал на это физическими симптомами. Если человек не придал этим симптомам значения, не зафиксировался на них, то все в порядке.

Если человек зафиксировался на симптомах, начал видеть в происходящих в организме изменениях надвигающуюся катастрофу – сердечный приступ, инсульт, признаки потери контроля и сумасшествия, то это первый шаг к паническому расстройству.

Причины панических атак

Вторым шагом становится ожидание повторения подобного состояния, которое уже приводит к тому, что небольшое количество адреналина поступает в кровь, запускается вегетативная реакция и так по нарастающей.

Еще один важный критерий панического расстройства – это охранительное поведение. Такое поведение проявляется в действиях человека, чтобы «спасти» себя от последствий симптомов при панике – сумасшествия, инфаркта, инсульта. К охранительному поведению относятся прием препаратов, вызов врача, необходимость прилечь, присесть, не оставаться одному.

Охранительное поведение – это медвежья услуга себе при борьбе с паническим расстройством. У человека нет возможности убедиться в том, что ничего страшного не произойдет, что он со временем успокоится, не прибегая ни к каким средствам.

От такого поведения сложно отказаться. В короткой перспективе оно снижает тревогу, но в долговременной – повышает ее, так как с каждым разом человек теряет веру в собственные силы при борьбе с недугом.

При отсутствии лечения репертуар охранительного поведения расширяется, у человека становится все больше ограничений в жизни – уход от социальных контактов, агорафобия, постоянно высокий уровень тревоги за здоровье, хождение по врачам соматической сети, финансовые потери, зачастую – невозможность работать.

Лечение панических атак

Стандартом лечения панического расстройства во всем мире является когнитивно-поведенческая психотерапия. Она доказала свою эффективность во многих отечественных и зарубежных экспериментальных исследованиях.

Когнитивно-поведенческая психотерапия панических атак имеет ряд преимуществ:

• краткосрочность (6-12 сеансов);
  • доказанная эффективность;
  • возможность обойтись без медикаментозного лечения.

Назначение транквилизаторов или антидепрессантов целесообразно:

• проблема с паникой существует долго и тревога настолько сильная, что начало психотерапии затруднено;
  • к паническому расстройству присоединяются депрессивные переживания.

Следует подчеркнуть, что психофармакотерапия – это лишь вспомогательный метод лечения панического расстройства. Она не решает первоначальную проблему, которая вернется после отмены препаратов.

Когнитивно поведенческая

Может ли человек справиться с паническим расстройством самостоятельно? Да, при хорошей мотивации и хорошим пособиям по самопомощи (на русском языке их крайне мало).

Основной трудностью при самопомощи остается отсутствие правильного диагноза.

Британская система помощи при паническом расстройстве NICE ставит самопомощь на третье место, после когнитивно-поведенческой терапии и психофармакотерапии, которая назначается только если человек отказался от психотерапии.

Преимущества психотерапии ПА

При обращении к психотерапевту в специализированные клиники лечения панических атак человек получает возможность существенно сократить время лечения расстройства. Работа идет по специализированным протоколам, которые учитывают все факторы возникновения и поддержания расстройства.

Кому подходит психотерапия

Психотерапия по скайпуПсихотерапия панического расстройства не имеет особых противопоказаний. Ограничения касаются общих противопоказаний в психотерапии, например, когнитивный дефицит у человека.

Терапия панического расстройства может осуществляться без потери эффективности в режиме он-лайн по Скайпу. Это удобно для отдаленных районов России, где отсутствуют специалисты, которые успешно применяют методы лечения панических атак и панического расстройства.

Как происходит лечение панических атак психотерапевтом

Протокол лечения панического расстройства состоит из:

• выявления пусковых механизмов паники;
  • психообразования пациента – объяснение происходящих процессов с точки зрения науки;
  • выявление ошибочных представлений о панике;
  • отказ от охранительного поведения;
  • экспозиция.

Экспозиция – это предъявление пугающих ситуаций, переживание которых дает человеку новый опыт того, что паническая атака переживаема. Она помогает снижать панические атаки при неврозе. Это необходимый элемент терапии, который через переживание страха, под контролем специалиста, приводит к хорошему результату и выздоровлению.

Продолжительность и стоимость лечения

Продолжительность лечения индивидуальна, зависит от продолжительности заболевания и личностных особенностей пациента. В среднем это 6-12 сессий.

Стоимость лечения панического расстройства в ПсиМедКлиник от 1000 руб. за сессию.

В ПсиМедКлиник не проводят лечение панических атак гипнозом. Все специалисты работаю в когнитивно-поведенческом направлении. Это единственный метод, который доказал свою эффективность при лечении панического расстройства в клинических исследованиях.

Любую проблему должен решать профессионал. Профессионалами в лечении панического расстройства являются когнитивно-поведенческие терапевты ПсиМедКлиник. Врачи-психотерапевты и клинические психологи регулярно повышают уровень квалификации и постоянно пополняют «арсенал» методов помощи пациентам. Наши специалисты оказывают помощь в режиме он-лайн по Скайпу.

Обращение в ПсиМедКлиник позволит быстро избавиться от панического расстройства и ограничений, связанных с регулярными паническими атаками

Предыдущая запись Специалисты ПсиМедКлиник провели семинар «КБТ панического расстройства и агорафобии»
Следующая запись Совет психолога: как поднять самооценку и уверенность в себе